Посмотрите
нас встречает сама царица Сююмбика. Как она одета? !
На царице конусообразная шапка, на ней - множество монет. Костюм повторяет
широкое платье и длинные рукава. Женщине-татарочке нельзя было показывать
тело, нужно было его прятать.Вот они и прятали его под длинное платье.
Платье с такими длинными рукавами могли носить только богатые женщины.
На Сююмббике надет красивый расписной кабзол, под шапкой красивая ажурная
шаль.
Вот картина IX века. На ней изображена Сююмбике.
Какие разные украшения могли носить татарские женщины?
ХОСИТЕ
– украшение у женщин из множества камушек. Хосите носили чтобы оберегать
себя от различных бед. Но при этом это очень красиво. Значит, хосите носили
- для красоты
- для того чтобы не сглазили женщину (от сглаза)
- чтобы женщина могла иметь здоровое потомство, это поддерживало её здоровье.
Про татарских женщин так рассказывает легенда. Татарочку нужно было сначало
услышать. А потом увидеть. Почему? Потому что она носит на себе до 16
кг. украшений, и они издают звон.
ЯКА ЧЫЛБЫРЫ (воротниковое украшение). Камни дрогоценные украшают Бирюза
–камень победы. Украшения с таким камнем носили даже мужчины.
Татарские женщины заплетали свои волосы в две косички, книзу – накосные
украшения – ЧУЛПЫ. Обезательно чулпы были украшены монетами.
КАРАННИЦЫ (нагрудные украшения) обезательно здесь хранился листочек с
молитвой из Корана. Он оберегал от нечистой силы.
Если вы ещё раз на картину с изображением Сююмбике, то увидете рядом её
сына.
Почему он в костюме девочки, спросите вы. Считалось, что это оберегало
его от злых взглядов, от сглаза.
ИЗЮ
– украшение нагрудное, Его носили замужние женщины.
КАЛФАК – очень красивые головные уборы, расшитые бисером. Они могли свисать
до 70 см.
Одежда
и украшения татарского народа.
Вы можете увидеть броши красивые. Эти украшения были серебрянными, позолоченными
и самое интересное , что эти украшения являются второй половиной ХIX века
.
Очень интересные нагрудные украшения. Чтобы сделать такое украшение нужно
было уметь пользоваться особой техникой изготовления, которое называлось
«СКАНЬ». Что это такое? Брались специально такие маленькие проволочки,
которые могли быть серебрянными, золотыми и из них получался такой рисунок,
как будто бы все это вышито.
У нас остался экспонат. Кто-то сказал: «Кольцо с ручкой». Вот такая большая
витрина и такой маленький экспонат. Как вы думаете, почему? Потому, что
он очень дорогой. Правильно. А почему такой дорогой? Потому что он золотой
и очень долго стоит – он древний. Ведь сокровища это не только золото
и серебро .
Мы эту выставку назвали «Сокровища Татарстана». Ведь сокровищами могут
быть и книги и костюмы и посуда.
Итак обратите внимание на височную подвеску. Сделанную Волжскими булгарами
в XIII веке из чистого золота. Таких подвесок в мире всего 9 . У нас в
музее их 2 . Вот одна из них. Подвески эти являются символом нашего музея.
Как Эйфелева башня являющаяся символом Парижа. А у нас в музее символом
является височная подвеска. И она имеет маленькую легенду: вот здесь в
этом колечке, есть изображение уточки. А почему утка? Оказывается, утка
по мнению Волжских булгар, сотворила мир. Когда-то, давно была одна вода
и не было земли, утка плыла по воде, она решила нырнуть под воду, взяла
щепоточку земли, вытащила ее из-под воды и земля разрослась. Поэтому считалось,
что утка сотворила мир. И для Волжских булгар и для многих народов, населяющих
Поволжье, утка была священным животным. Вы знали это? Ну, вот теперь будете
знать.
А теперь продолжим наше путешествие по истории Татарского костюма. Татарские
женщины украшали сами себя. Мы узнали как одевались Татарские женщины
в XVI веке. А вот как они одевались в более позднее время, ближе к нашему
времени, узнаем сейчас. Костюм I-половины XIX века. Платье похоже на Сююмбику?
Нет, другое - девочки. Другое, да. Но общее все-таки есть: рукава длинные,
платье широкое. У многих народов в XVIII-XIX веке было принято, что женщина
должна носить широкую одежду. И у татар, в том числе. Для чего? Потому
что считалось, что нельзя подчеркивать фигуру, нельзя ее показывать, нужно
ее скрадывать, в том числе и волосы. Носили платочки, головной убор. Татарские
женщины носили головной убор, который называется «КАЛФАК». Платье широкое,
опять же есть камзол, но камзол уже более короткий, не длинный.
Посмотрим сюда – что мы видим здесь? Как называется это украшение, которое
открывается «КОРАННИЦА». Обратите внимание на такой элемент татарского
костюма. Он называется «ИЗЮ». Он надет внизу под камзолом. Небольшое такое
украшение. В основном его носили уже замужние женщины. Мы с вами начали
говорить, что носили на голове женщины. Это был «КАЛФАК». Мы вам хотим
его показать, вы можете его потрогать, посмотреть. Он сделан из бархата.
Давайте девочке какой-нибудь наденем. Алисе. Изначально «КАЛФАК» был большой,
на всю голову. Эта часть у него свисала. Длинной до 70 см. Со временем
калфак начал видоизменяться. И современные калфаки совсем маленькие. Вот
смотрим разнообразные женские головные уборы. Они все расшиты бисером.
Они могли быть не только из бархата, но и из шелка.
А теперь нам надо обязательно поговорить о головном уборе, который носили
мужчины. Здесь на витрине вы можете увидеть тюбетейку. Итак, с чего же
пошли тюбетейки? Оказывается, первые тюбетейки имели конуснообраззную
форму, потому что их одевали под шлемы воины. Потом тюбетейки стали 4-х
угольной формой, которую они сейчас имеют в Узбекистане.
Истинный мусульманин снимал тюбетейку только в 2-х случаях. Каких?
-Когда умирал
-Ну, уж это очень печально. Когда он жил, когда он снимал тюбетейку.
-Когда спал, ещё?
- Правильно и когда в баню ходил. Вот в Узбекистане достаточно тепло.
Там можно ходить в тюбетейке круглый год. А у нас в Татарстане холодно?
- Да
- Да, сейчас скоро будет зима. В одной тюбетейки нельзя ходить.
Нужно было на неё надеть шапку меховую. На 4-х угольную тюбетейку было
её очень неудобно одевать. Поэтому постепенно форма тюбетейки стала круглой.
В основном изготавливали тюбетейки женщины, они вышивали их бисером, серебрянными
нитками и специальными украшениями.
А теперь нам надо поговорить об обуви.
Итак, ещё раз вспомним волжских булгар, о которых мы сегодня говорили.
XVI век. Именно они в то время придумали вот такую обувь из кожи. Это
сапоги, называемы ИЧИГИ.
С XVI в. технология дошла до нас и до сих пор изготовление такое же: берутся
кусочки кожи разного цвета, их сшивают, потом швы разбивают. Чтобы ноге
было не больно. Вот это сапоги женские. Сапоги делают разного цвета. Мужские
делают из кожи чёрного цвета, и только задник из кожи зеленого цвета.
Обратите внимание на эти туфельки конца XIX в. потрогайте сапоги. Все,
все потрогают.
А теперь скажите мне, пожалуйста, Казань – это мусульманский город или
православный?
- Мусульманский
- Православный
- Церкви есть у нас?
- Да
- Мечети есть?
- Да
- Конечно, изначально Казань была мусульманским городом и только в XVI
в., когда чудесным образом нашли икону Казанской Божией матери, Казань
стала православным городом одновременно.
Были большие споры, как надо строить мечети, какой они должны быть высоты.
Был случай, когда из Казани пришли «ходоки» к Екатерине II:
- Матушка – царица, скажи нам какой высоты мы можем строить мечети (городские
власти ругали и говорили, что мечети слишком большие. Они, якобы, не должны
быть выше церкви по высоте.)
Екатерина II сказала (она была очень мудрая царица):
- Я царица на земле, а в небе я не могу указывать. Какой высоты хотите
делать. Такой и стройте мечети.
А в мечети у нас кто работал и жил?
- Мулла
- Посмотрим костюм муллы. Мулла во время проповеди обычно опирался на
посох. На нём была такая большая чалма. На изготовление чалмы использовали
до 20 м. Ткани. Или хлопчатобумажной ткани, или марля.
Мулла, или как его ещё называли ИМАМ, он носил длинный халат. Халат был
простёган (Очень маленькое растояние между стежками.) В руках у муллы
ещё должны быть четки. Он их перебирает. Они могли быть разные:
На этой витрине книга, не простая в ней обереги. Как называются обереги
которые вешаются в доме? – “ШАМАН”.
Эта книга “Шаман” XIX в.. А «шаман» включал в себя, что могло изображаться
на нём? Или какое – то изречение из Корана, или изображение святого места
–Мекки, или просто родословную исламов. «Шаман» является оберегом, только
не для одного человека, а для всей семьи. «Шаман» обычно вешали в доме
при входе. Вот так они выглядили.
А теперь посмотрим костюм муллы поближе. И рубашка, конечно есть, и костюм,
и халат, и четки. Четки из косточек фиников. Для чего нужны четки? Каждая
четка для верующего представляет молитву. А сейчас в современном мире,
четки помогают человеку сосредоточится или наоборот, расслабиться.
- А вот мулла, когда молитву читает – он на коврике? - спрашивает девочка.
- Да, он на коврике, но не всегда он и стоит опираясь на посох. А посох
Марджани. Марджани тоже был знаменитым татарским просветителем. Здесь
вы видите его личные вещи: вот часы, одеяло, маленького размера печать
из горного хрусталя, а вот фотография Марджани.
- А когда появился первый мулла?
- Первый мулла появился очень давно. Это было еще в XII-XV веке.
То, что касается татарского костюма – это все.
Напоследок я покажу вам еще один экспонат очень интересный. А вы попробуйте
угадать, что это такое? Подходят к костюму.
Экскурсовод : «Какого вероисповедания эта женщина была»? Это тоже костюм
татарской женщины, но женщины не мусульманки. У нас же есть крещенные
татары. Мода была: монеты везде вкрапливаются. Здесь тоже монетки на головном
уборе. На этом я с вами прощаюсь. У вас есть еще возможность походить
по выставке.
|
|